Версия для слабовидящих
Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора
Список публикаций
Монографии

Новгородское народно-певческое искусство. – Великий Новгород, 2000. – 120 с.

Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). Часть 4. Интонационно-формульная теория напевов детского песенного фольклора в аспектах формирования певческого интонирования детей. : монография. – Великий Новгород, 2010. – 382 с.

Монография «Интонационно-формульная теория напевов детского песенного фольклора в аспектах певческого интонирования детей» представляет собой научное исследование, направленное на детальное изучение интонационно-формульного содержания мелодики напевов детского песенного фольклора Новгородской земли, широкой географии России и иноязычных народов в том числе, в качестве «ключевого» в процессах формирования певческого интонирования детей. В ходе исследования выявлены интонационные формулы детского песенного фольклора и составлен интонационно-формульный словарь в качестве интонационно-слуховых упражнений в образовательном курсе «фольклорное пение» в музыкальных школах; разработана и представлена интонационно-формульная типология и классификация напевов детского песенного фольклора в качестве теоретической базы по комплектованию программного песенного репертуара для обучения детей пению с младенческого возраста до их творческого совершеннолетия; представлен свод детского песенного фольклора: колыбельные песни, потешки, прибаутки и заклички – порядка 400 образцов (из фольклорно-экспедиционных фондов 1983–2008 гг. автора монографии и ранее опубликованных песенных образцов различных собирателей), осуществлен многоуровневый теоретический анализ напевов и представлена их систематизация.

Монография является составной частью научного исследования М. К. Бурьяк «Певческое этновоспитание детей – процессы формирования и становления этноисполнителя в современных условиях (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли)». Отдельные разделы данного исследования уже опуликованы: «Новгородское народно-певческое искусство» (Новгород, 2000 г.), «Певческое этновоспитание детей» (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли) [Текст, ноты]: в 3 ч. – Великий Новгород, 2009 г.: Часть 1. Учебная авторская программа для предмета «фольклорное ансамблевое пение» в музыкальных школах [Текст]: концепция и новизна программы, методические принципы и рекомендации, учебно-тематический план и содержание образовательных процессов (140 с.); Часть 2. Сборник песенного фольклора для дошкольников: потешки, прибаутки, заклички, музыкальные игры, детские песни, сказки (56 с.); Часть 3. Сборник песенного фольклора для школьников (1–7 классы): обрядовые календарные и свадебные песни, хороводные, плясовые, лирические песни, частушки (80 с.). Центральное внимание автора исследования направлено на процессы возрождения певческого этноисполнительства новгородцев.

Монография адресована специалистам, обучающим детей фольклорному пению, музыковедам, фольклористам.

Публикации в изданиях, входящих в Перечень научных журналов, рекомендованных ВАК Минобразования России

Новгородская земля на начальном этапе развития «северославянской» культурной зоны в аспектах культурно-исторического зонирования Верхней Руси // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум» (ВАК), № 3 (45). – М., 2012. – С. 139 – 149.

Процесс освоения многоголосного ансамблевого пения в аспектах формирования и становления современных носителей русской народно-песенной традиции (на основе этнокультурных традиций Новгородской земли) // Научный журнал Московского государственного университета культуры и искусств «Вестник» (ВАК), № 3. – М. 2012. – С. 221 – 225.

Перспективы сохранения русских народно-песенных традиций // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). № 12 (54). – М., 2012. – С. 40 – 49.

Образовательная модель русской народно-песенной традиции в современном этнопедагогическом процессе // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). - № 9 (63). – М., 2013. – С. 38-51.

Технологии народно-певческого звукообразования и голосоведения // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – № 11 (65). – М., 2013. – С. 132-145.

История русского народно-певческого образования и исполнительства // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – № 1 (67). – М., 2014. – С. 101-117.

Образовательные модели русской церковно-певческой и народно-певческой педагогики // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – № 3 (69). – М., 2014. – С. 78 – 95.

Регистрово-фонационные модели пения этнофоров Новгородской земли // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК), – № 4 (70 ). – М., 2014. – С. 128-136.

Классификация народно-певческих стилей Новгородской земли // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК), № 5 (71). – М., 2014. – С. 90 – 107.

Универсальные вокально-стилевые технологии пения этнофоров Новгородской земли // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК) – № 6 (72). – М., 2014. – С. 92 – 105.

Многоголосное пение этнофоров Новгородской земли // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – № 7 (73). – М., 2014. – С. 81 – 102.

Интонационно-формульный подход к образовательному процессу освоения навыков певческого интонирования // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – № 9 (75). – М., 2014. – С. 94-110.

Теоретико-методическая модель образовательного процесса освоения русской народно-песенной традиции в системе дополнительного образования детей // Научный и общественно-политический международный журнал «Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – №10 (76). – М., 2014. – С. 99–110.

Педагогическая стратегия музыкального этнообразования по формированию современного носителя русской народно-песенной традиции // Научный и общественно-политический международный журнал«Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – № 12 (78). – М., 2014.– С. 56–73.

Апробация теоретико-методической модели образовательного процесса освоения новгородской народно-песенной традиции // Научный и общественно-политический международный журнал«Этносоциум и межнациональная культура» (ВАК). – № 7 (85). – М., 2015. – С. 108–122.



Научные статьи, материалы конференций

Групповое голошение гдовской свадьбы // Русский Север. – Л., 1986. – С. 116 – 124.

Исполнительские технологии этнопедагогики (на примере этнокультурных традиций новгородской земли // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века». – М.: Международная Академия наук педагогического образования (ВАК), 2002. – С. 327–328.

Аспекты преемственности этноматериала в современной фольклорной школе // Материалы научно-практической конференции по дополнительному образованию детей в сфере культуры. Культуросообразная модель образования. В. Новгород, 2004. – С. 49–51.

Методика формирования и развития народно-певческого интонирования в младенческом возрасте устьцилем // Сельская Россия: прошлое и настоящее. Исторические судьбы северной деревни. Москва-Сыктывкар, 2006. С. 441–452.

Методика освоения традиционного народного многоголосия в музыкальной школе на основе этнокультурных традиций новгородской земли // «Для меня Усть-Цильма место, где родиться повезло». Материалы юбилейной конференции 15-летию Коми региональной общественной организации Усть-Цилемское общество «Русь Печорская» и семинара «за круглым столом» «Особенности воспитания на Севере: опыт, традиции, современность». Усть-Цильма, 2006. – С. 79–84.

Методика освоения традиционного народного многоголосия в музыкальной фольклорной школе на основе этнокультурных традиций Новгородской земли // Музикално-образователни стратегии и практика в предучилищна, училищна и извънучилищна среда. – София: Авангард прима, 2006. – С. 26–30.

Методические концепции музыкальной этнопедагогики в аспектах формирования и развития певческого интонирования детей в младенческом возрасте // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. – Великий Новгород, 2007. Вып. 9. С. 233–240.

Методические концепции этновоспитания в аспектах сохранения и развития новгородского традиционного народно-певческого исполнительства / М. К. Бурьяк // Культурное обозрение. Информационно-аналитический сборник – Великий Новгород, 2009. – №1. – С. 44–51.

Концептуальные положения интонационно-формульной теории напевов детского песенного фольклора в аспектах формирования певческого интонирования детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли) // «Учитель и ученик на пути к новой школе»: материалы II межрегиональной научно-методической конференции. – Архангельск: «Тоника», 2010. – С. 115 – 131.

Теоретические концепции авторской программы «Певческое этновоспитание детей» // Современная педагогика искусства в контексте развития отечественного художественного образования: материалы межведомственной межрегиональной научно-практической конференции. – Великий Новгород, 2010. – С. 109–119.

Певческое этновоспитание детей в аспектах формирования и становления современных носителей русской народно-песенной традиции: комплект учебно-методических пособий для музыкальных школ Новгородской области // Актуальные проблемы сферы культуры Новгородской области. – Великий Новгород, 2011. – С. 35–38.

Новгородское церковно-певческое образование от истоков до начала ХХ века // Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси: междисциплинарный подход: материалы международного симпозиума третьей сессии Научного совета по про-блемам истории музыкального образования – Великий Новгород ; Пермь, 2012. – С. 173–184.

Исторически сложившиеся подходы по освоению русской народно-песенной традиции // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки – М., 2012. – С. 387–393.

Попевочный словарь детского песенного фольклора как этноинтонационная основа обучения певческому интонированию (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли) // Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования (всероссийская с международным участием научно-практическая конференция). Курск: Курский государственный университет, 2014. – С. 74 – 81.

Интегративный подход к этнопедагогическому процессу освоения русской народно-песенной традиции // Вестник кафедры Юнеско при МПГУ. – М., 2013. №2. С. 115-122.

Процессы формирования и становления носителя традиции в русском народном и церковном певческом образовании // Церковь и искусство: IХ всероссийские научно-образовательные знаменские чтения «Традиционные ценности в условиях глобализации». – Курск: Курский государственный университет, 2014. – С. 206 – 214.

Теоретические аспекты освоения детьми регистрово-фонационных навыков в современном этнопедагогическом процессе // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» – М., 2014. № 1 (5). – С. 161–173.

Перспективы восстановления народно-песенной традиции села Русское Устье (Республика Саха, Якутия) // Материалы научно-практической конференции. В издании Якутского государственного университета.

Теоретические концепции функционирования русских народно-песенных традиций // Материалы международного симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Курск – Пермь, 2014.

Военное музыкальное образование в Новгородской губернии ХIХ – начала ХХ веков //Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической (с международным участием) конференции – Курск, 2015. – С. 26–34. URL: http://kursksu.ru/documents/science_conferences/music.pdf – 0,5 п. л.

Образовательные модели народно-певческой педагогики // История музыкального образования: новые исследования: материалы международного семинара шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования – Москва-Пермь, 2017. – С. 39–44.

Становление современных носителей русских народно-песенных традиций в системе дополнительного музыкального образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» – М., 2018. № 3 (23). – С. 161–175.

Феномен русской народно-певческой традиции в музыкальном образовании//История музыкального образования: новые исследования. Материалы Всероссийского научного семинара и симпозиума седьмой сессии научного совета по проблемам истории музыкального образования – Вологда-Пермь, 2019. – С. 78–85. – 0,5 п. л.



Учебные пособия, учебно-методические работы

С праздником поздравили: Картины народного календаря / Сценарий театрализованных уроков-игр для дошкольников и младших школьников. М., 1990. – 23 с.

Максемьян на трон садился // Чело: Альманах Новгород. ун-та. – 1995. – № 1. – С. 6.

Новгородская свадьба: Полевые записи 1984 г. в Поддорском районе Новгородской области //Чело: Альманах Новгород. ун-та. – 1995. – №2. – С. 10–11.

Свадебные обычаи новгородских поселян // Чело: Альманах Новгород. ун-та. – 1995. – №3. – С. 6–7.

Ох, война: Полевые записи фольклорного материала Великой Отечественной войны // Чело: Альманах Новгород. ун-та. – 1995. – №5. – С. 10–13.

Когда судьба нарождается: Новгородские родильные и крестильные обряды // Чело: Альманах Новгород. ун-та. – 1995. – №6. – С. 11–15.

Новгородские посидки // Чело: Альманах Новгород. ун-та. – 1995. – № 7. – С. 34–40.

Новгородские святочные рассказы: Рождественская и святочная обрядность новгородцев // Чело: Альманах Новгород. ун-та. – 1997. – № 10. – С. 33–47.

Музыкальные игры и хороводы деревни Клопцы Волотовского района Новгородской области // Чело: Альманах Новгородского ун-та. – 1998. – № 2. – С. 76–81.

Пушкинская школа собирателей // Чело: Альманах Новгородского ун-та. – 1999. – №2. – С. 43–51.

Обычаи отцов // Чело: Альманах Новгородского ун-та. – 2000. – №3. – С. 89–94.

Хвойнинская частушка / М. К. Бурьяк, В. В. Бурьяк // Чело: Альманах Новгородского ун-та. – 2004. – №3. – С. 78–85.

Городенские свадебные соколы // Чело: Альманах Новгородского ун-та. – 2005. – №1. – С. 67–75.

Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). Часть 1.Учебная программа (авторская) для предмета «фольклорное ансамблевое пение» в музыкальных школах : учебно-методическое пособие. — 2009. — 140 с.

Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). Часть 2. Сборник песенного фольклора для дошкольников: потешки, прибаутки, музыкальные игры, детские песни, сказки : фольклорные песенные образцы / вступ. ст., составление М. К. Бурьяк. – В. Новгород, 2009. – 56 с.

Певческое этновоспитание детей (на примере этнокультурных традиций Новгородской земли). 2009. Часть 3. Сборник песенного фольклора для школьников: обрядовые календарные и свадебные песни, хороводные, плясовые, лирические песни, частушки : фольклорные песенные образцы; вступ. ст., составление М. К. Бурьяк. – В. Новгород, 2009. – 80 с.

Новгородский фольклорный театр // Чело: Альманах Новгородского ун-та. – 2010. – № 2 – 3. – С. 63–68.

Новгородская народная драма «Царь Максемьян» // Народное творчество. – М., 2011. № 5. – С. 61–62.

«Царь Максемьян» (сценарий) // Народное творчество. – М., 2011. № 6. – С. 39 – 47.

Народные игры в работе с фольклорным коллективом // журнал «Народное творчество» № 3. – М., 2012. – С.42 – 45.

Народные игры в работе с фольклорным коллективом // журнал «Народное творчество» № 4. – М., 2012. С.28 – 31.

Русское народное песенное искусство Новгородской земли: учебное пособие для предметов «фольклорный ансамбль», «народное музыкальное творчество»: в 2 частях. Часть 1. Новгородские посиделки: музыкальные игры, хороводы, песни, частушки: вступ. ст., сост., этнографические сведения М.К. Бурьяк. – Великий Новгород, 2019. – 132 с. : ил.

Русское народное песенное искусство Новгородской земли: учебное пособие для предметов «фольклорный ансамбль», «народное музыкальное творчество»: в 2 частях. Часть 2. Русский праздничный календарь: вступ. ст., сост., этнографические сведения М.К. Бурьяк. – Великий Новгород, 2022. – 212 с. : ил.



Электронные учебные пособия

Городенская свадьба: учебное пособие на основе фольклорно-этнографических исследований, реставрации и восстановления свадебных обрядов д. Городня Батецкого района. При поддержке Гранта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 год» №12-05/4-3018 от 03.09.2004 / М. К. Бурьяк. – Электрон. дан. – Великий Новгород, 2005. – 1 электрон. опт. диск (DVD); 12 см. 1 диск.

Исполнительские технологии этнопедагогики на примере этнокультурных традиций Новгородской земли: колыбельные песни. Свод фольклорно-этнографических записей колыбельных песен Новгородской области: учебное пособие. При поддержке Гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-46601а/з, соглашение № 109-06/0723 от 22.08.2006 / М. К. Бурьяк. – Электрон. дан. – Великий Новгород, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD); 12 см. 1 диск.

Исполнительские технологии этнопедагогики на примере этнокультурных традиций Новгородской земли: потешки, прибаутки и заклички. Свод фольклорно-этнографических записей потешек, прибауток и закличек Новгородской области: учебное пособие. При поддержке Гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-46601а/з от 02.03.2007 / М. К. Бурьяк. – Электрон. дан. – Великий Новгород, 2007–2008. – 1 электрон. опт. диск (CD); 12 см. 1 диск.

Исполнительские технологии этнопедагогики на материале этнокультурных традиций Новгородской земли: учебно-методическое пособие. При поддержке Гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-46601а/з от 02.03.2007 / М. К. Бурьяк. – Электрон. дан. – Великий Новгород, 2007–2008. – 1 электрон. опт. диск (DVD); 12 см. 1 диск.

Новгородские свадебные обряды: учебно-методическое пособие по освоению свадебных обрядов деревень Мшага Шимского района, Васильево Мошенского района, Городня Батецкого района, п. Поддорье Поддорского района, Вязовня Волотовского района, Передки Боровичского района, Комарово Хвойнинского района Новгородской области. При поддержке Президентского Гранта № 15/07 от 6.08.2007 / М. К. Бурьяк. – Электрон. дан. – Великий Новгород, 2007–2008. – 1 электрон. опт. диск (DVD); 12 см. 1 диск.

Новгородские народно-песенные традиции: свод фольклорно-этнографических записей новгородского песенного фольклора в звучании этнофоров для предмета «Фольклорное ансамблевое пение»: учебное пособие / сост. М. К. Бурьяк. – Электрон. дан. – Великий Новгород, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD); 12 см. 1 диск.

Made on
Tilda