Отзыв о спектакле

В Новгородской интернет-газете "Ваши новости" появился отзыв о спектакле "Когда я снова стану маленьким". 

 

Автор материала Умагат Лабазанова

http://vnnews.ru/culture/42112-rejisser-alekseie-buryak-vzroslim-nujno-podnyatsya-do-urovnya-rebenka.html

Алексей Бурьяк: «Взрослым нужно подняться до уровня ребенка»

Зал аплодировал стоя. Только что закончился спектакль Алексея Бурьяка «Когда я снова стану маленьким».

Алексей принимает поздравления. Красные от слёз глаза говорят лишь об одном: всё задуманное снова удалось воплотить. Снова, потому что это не премьера. На сцене Новгородской областной филармонии спектакль ставят уже в третий раз. Причём два из них – сегодня.

Пытаюсь взять комментарий у режиссёра:

- Это мой дипломный спектакль, - говорит он. - Хотелось поговорить о проблеме непонимания взрослых и детей. Всё очень просто. Мне кажется, что взрослые всегда смотрят сверху вниз на детей и говорят, что нужно спуститься до уровня ребёнка в разговоре с ними. А на мой взгляд, это взрослым нужно подняться на уровень мышления, чувств ребёнка. В спектакле каждый увидит своё, каждый почувствует своё. Мне кажется, ради этого всё и делается.

Но вернемся на час назад.

***

 На сцену поднимается приятный молодой человек. На нём свитер, брюки и ботинки. А ещё у него борода и кучерявятся волосы. В руках газета, с которой позже будут носиться актёры. Молодой человек приветствует зрителей, говорит немного о спектакле и просит всех показать телефоны.

- Давайте на час выключим их. Уйдём из этой реальности и погрузимся в мир детства.

Как вы успели догадаться, это Алексей Бурьяк – режиссёр сегодняшнего спектакля. До отключения телефонов он провёл со зрителями небольшой интерактив. Алексей продиктовал номер своего мобильного телефона без последней цифры и обещал первому дозвонившемуся два пригласительных на спектакль «Маленький принц», который пройдёт в марте. Как выяснилось позже, это был не единственный «контакт» со зрителями. Спектакль также выходил за рамки сцены.

Дышите вместе с нами одним спектаклем...

Погас свет. На сцене разлилась люминесцентная синь. Слепит глаза. Пять кроватей. На каждой по двое ребятишек. Убедившись, что строгая «нянька» ушла и не слышит их, вскакивает один. Он начинает мечтать. Мечтать о том, как построит большой дом. Тут же по очереди вскакивают соседи по койкам. Они восхищённо и непринуждённо, по-детски, добавляют в мечту товарища что-то своё: так, дом обрастает садом, в котором будут сливовые деревья, тремя или четырьмя собаками (ребёнок пока не определился); вскрикивает совсем ещё юная актриса: «И куры у нас будут!». Дети мечтают о том, как они станут взрослыми. Они абсолютно счастливы в этот момент.

 За основу взята повесть «Король Матиуш Первый», в который вплетается сказка «Когда я снова стану маленьким» и различные документальные свидетельства из жизни самого Януша Корчака. В частности, по словам режиссёра, он пользовался книгой Бетти Джин Лифтон «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака», дневником Корчака, написанным в варшавском гетто. Этот дневник был спрятан и не должен был дойти до читателей. Но в 1958 году был найден и опубликован.

Удивительно, как был решён вопрос декораций. По сути, это пять кроватей и видеоэкран. В нужный момент кровати превращались в тюремные камеры, ограждения, отделявшие заключённых от фашистов, в вагоны поезда. На видеоэкране появлялись то смешные фигурки министров, то мчащийся устрашающий поезд, а в завершении спектакля на экране появился Монумент «Януш Корчак и его дети».

Пытаешься сдержать слёзы. Вслушаться в речь детей. Они произносят свои последние слова. Горящие доселе шестиконечные звёзды, как детские сердца, вдруг потухают. Жизни детей прерваны.

 Сказка – это то, чем пытался сохранить детские жизни Януш Корчак в самые трудные моменты. Но дети уходят. По очереди складывая в нарастающую гору одинаковые береты перед стоящим на коленях писателем. Януш отчаянно хватается за тонкие бледные ручонки почти прозрачной девчушки, но и она нежно кладёт свой берет в его ладони, и уходит.

Идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей.

Януш Корчак не спас своих детей и не мог их спасти, но он не оставил их перед лицом смерти точно так же, как не оставлял он их перед лицом жизни.

Замечательным решением режиссёра Алексея Бурьяка стало вовлечение зрителя в действо. Алексей дал возможность каждому сидящему в зале стать участником событий, почувствовать весь ужас войны и любовь писателя, озорство и доброту детей. Точку в спектакле поставила сцена последних минут Старого доктора и его детей. Сергей Чернечков, сыгравший Януша Корчака, окружённый строем детей-актёров, оказался в середине зала филармонии. Ослеплённые светом прожекторов зрители стали поворачивать заплаканные красные лица в сторону «отряда». Актёры буквально со строевой песней промаршировали на сцену.

 

Дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зелёное знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное.

Он шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой - ведь дети народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал. Но еще час, еще пятнадцать минут, еще минуту он мог поддерживать в них надежду, отгонять от них страх смерти. Что еще мог сделать Старый доктор?

Актёрский состав

А сейчас стоит немного рассказать о тех, кто заставил новгородцев плакать в этот вечер.

Алексей Бурьяк, режиссёр спектакля, выпускник университета культуры и искусств, кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников. Родился в Великом Новгороде в творческой семье - его родители создали свой фольклорный театр «Кудесы», включенный в список Международной организации ЮНЕСКО «Шедевры национальной культуры человечества».

Сергей Чернечков, сыгравший Януша Корчака. Выпускник университета культуры и искусств, кафедры режиссуры и актёрского мастерства. С детства шёл в актёрство, играл в молодёжном театре «Взрослые дети», затем год проучился на филфаке в Брянске и ушёл в театральное.  

 

Когда он приехал в Великий Новгород, то был приобщён к фольклорному театру «Кудесы» новгородеем Виталием Бурьяком.

На премьере спектакля в прошлом году Алексей Бурьяк говорил: «Для Сергея Чернечкова это очень сложная актерская задача. Я давно ждал его возращения на большую сцену и очень рад, что он играет в этом спектакле».

Учащиеся театра «Кудесы». Хочется сказать о каждом. Но, думаю, такая возможность ещё представится. Ребята талантливые, и мы ещё не раз услышим их и о них.

А пока хотелось бы поделиться с читателями восторженным комментарием учительницы русского языка и литературы гимназии «Новоскул» Анны Карпуниной:

«До сих пор не могу привести чувства в порядок. С эмоциями трудно было справиться во время спектакля и после него. Не знаю, что тут сыграло главную роль - сам сюжет, постановка, текст или ощущение гордости за то, как играли дети, как они в своём столь юном возрасте чувствуют слово. Они не были просто актерами на сцене, они жили на ней, они проживали каждую минуту так искренне, так честно, как не каждому взрослому удастся.

 А ведь Никита Никитин (он на фото слева, - прим. ред.), он и в жизни такой же, удивительный ребенок, как будто с другой планеты. Необыкновенно интересный человек, всегда готов к урокам, если что-то делает, то класс его слушает, забыв про телефоны. У нас есть театральный кружок, так он легко заменил главного героя в спектакле про мушкетеров и выдал совершенно другую интерпретацию роли. Артем Фролов тоже интересная личность. Очень эмоциональный ребенок с большими способностями. Очень деятельный, всегда готов подхватить любую идею и воплотить её в жизнь. Я часто хожу в театр, но такое эмоциональное потрясение я получила в первый раз. Наверное, потому что на сцене были дети».

И напоследок комментарий зрителя Ивана Кудряшова, который специально приехал в Новгород из Москвы.

- Спасибо за спектакль! Насколько близко был к зрителям режиссер, настолько близко к зрителям были и актеры. Не всегда после хороших спектаклей можно подойти к режиссеру и сказать спасибо, но в этом случае всё наоборот. Мы очень хорошо биографию и творчество Януша Корчака, но эта постановка позволила прикоснуться к чувствам Генрика Гольдшмита. Потрясающе!

***

 

«Мы не даем вам Бога, потому что каждый из вас должен найти Его в своей душе. Мы не даем вам Родины, потому что каждый должен обрести ее трудом своего сердца и ума. Мы не даем вам любви к человеку, потому что нет любви без прощения, а прощение - это тяжелый труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно - стремление к лучшей жизни, и возможно это стремление приведет вас к Богу, к Родине и любви. Идите смело и ничего не бойтесь! И знайте: у вас был, есть и всегда будет дом. Ваш дом. Ваша империя детства».

Януш Корчак